01:44 

Крута-крута ^^

Mount_Castle
Смотреть и никогда не насмотреться, как прорастает замысел травой...
Наконец-то доползли руки сделать этот тест.) Да, Реммингтон был прав... чувствующий интроверт.)

Результаты по тесту в рамках типологии Майерс-Бриггс, основанной на теории Юнга. Ссылка на тест: mbti.on.ufanet.ru/index-3.html


Результаты теста в процентном соотношении:


По тесту MBTI ваш психологический тип: INFP (Чувствующий интроверт).

Молчаливые, закрытые и добрые; очень пылкие, чувствительные и легко ранимые; любящие и преданные с теми, кого давно знают; креативные, оригинальные, любопытные, с богатым воображением; нонконформные. Задумчивые и идеалистичные. Обладают прекрасно развитыми системами ценностей, в соответствии с которыми стараются жить. Предельно верны. Доминирующей ценностью в жизни INFP является глубокое чувство заботы и идеализм в отношении людей. Как правило, они проявляют эту сильную заботу в отношениях с другими людьми, но также могут проявлять и в отношении идей, проектов и вообще любых вещей, которые кажутся им важными. Часто они обладают превосходными навыками общения и их легко притягивают идеи, пробуждающие интерес к человеческим возможностям. Они живут во внутреннем мире ценностей и идеалов, но первое, что в них замечают люди, это их способность к адаптации и интерес к возможностям.


Портрет INFP (Introverted iNtuitive Feeling Perceiving). Описание наиболее характерных и заметных окружающим черт психологического типа «для клиента» — не требующее никаких знаний о теории психологических типов.

Performing noble service to aid society



Порядок предпочтения функций:

Доминирующая — Интровертное Чувство

Вспомогательная — Экстравертная Интуиция

Третья — Интровертное Ощущение

Подчиненная — Экстравертное Мышление


INFP больше остальных интуитивных чувствующих типов ориентированы на то, чтобы сделать мир лучше. Их цель — найти смысл жизни. Какова их цель и как лучше они могут сохранить человечность в своей жизни? Они идеалисты и перфекционисты, которые упорно стремятся к достижению поставленных перед собой целей.

INFP крайне интуитивны в отношении к людям. Они очень полагаются на свою интуицию и следуют за ней, используя свои открытия для постоянного поиска ценностей жизни. Они непрерывно ищут истину и смысл, лежащий в основе вещей. Каждое событие и каждая частичка знаний подвергаются испытанию системой ценностей INFP и оценивается на предмет наличия в ней потенциальной помощи INFP определить или улучшить собственное поведение. В конце концов, цель всегда одна — помогать людям и делать этот мир лучше.

Обычно INFP заботливые и внимательные личности, которые умеют слушать и ведут себя непринужденно в общении с людьми. Они могут быть скупыми в выражении эмоций, но не смотря на это они очень глубоко внимательны и искренне заинтересованы в понимании людей. Эта искренность ощущается окружающими и делает INFP ценным другом, кому можно доверить любые секреты. INFP может быть теплым с людьми, которых он или она хорошо знает.

INFP не любят конфликты и они пойдут на многое, чтобы избежать их. Если INFP всё-таки сталкиваются с ними, то всегда с позиции собственных чувств. В конфликтных ситуациях INFP не придают большого значения тому, кто прав, а кто нет. Их не волнует правы ли они, потому что они ориентируется на свои чувства. Они не хотят чувствовать себя плохо, что и заставляет иногда выглядеть их абсурдно в подобных ситуациях. С другой стороны, INFP являются очень хорошими примирителями, которые обычно доброжелательны в разрешении конфликтов, они способны интуитивно понимать переживания человека, которому искренне хотят помочь.

INFP уступчивы и спокойны, пока не нарушаются их ценности. Если что-то угрожает системе ценностей, INFP становятся агрессивными защитниками, твердо отстаивающими мнение. Работа или проект, который интересуют INFP, становится «делом жизни». Они не ориентированы на изучение деталей и подробностей, в работе над «делом жизни» будут с решительностью и силой ограждать себя от любой возможной детали.

Когда дело доходит до повседневных бытовых мелочей, INFP как правило оказываются совершенно неприспособленными. Увлеченные работой, они могут долго не замечать пятна на ковре, но старательно сдувать пылинки с буклета своего проекта.

INFP не нравятся голые факты и логика. Они ориентированы на свои чувства, поэтому им трудно объективно смотреть на вещи. Они не верят в объективное мышление и не понимают его ценности, поэтому они довольно неэффективны в использовании такого рода мышления. Большинство INFP избегают объективного анализа, хотя некоторые развивают эту способность и становятся достаточно логичными. В стрессовых ситуациях INFP свойственно забывать о строгой логике, неаккуратно бросая факты один за другим в порыве гнева.

INFP обладают высокими стандартами и добиваются во всем совершенства. Они обычно требовательны к себе и не оставляют себе лишнего шанса. У INFP могут быть проблемы в работе над проектом в коллективе, потому что их стандарты выше, чем у остальных членов группы. В коллективных ситуациях у них могут возникнуть проблемы «контроля». INFP необходимо работать над согласованием своих высоких идеалов с условиями повседневной жизни. Не разрешив этого конфликта, они никогда не будут довольны собой, потому что могут запутаться и не знать, что делать со своей жизнью.

INFP, как правило, талантливые писатели. Им трудно и неудобно высказываться устно, но они обладают превосходной способностью выражать свои чувства на бумаге. INFP часто выбирают профессии социальной направленности (консультант, преподаватель). Лучше всего они чувствуют себя в должности, где предоставляется возможность работать на благо общества, и где нечасто приходится пускать в ход четкую логику.

Если INFP будет упорно работать над своими сильными сторонами, то он/она достигнет поразительного успеха. Многие великие ученые, сделавшие величайшие открытия в гуманитарных науках, были INFP.

Портрет, как правило, описывает идеально здорового представителя типа и поэтому многих удивляет отсутствие в нем описания недостатков. За полным списком недостатов — в следующие описания.


Личный рост INFP.
Очень подробное описание для людей, желающих больше узнать о психологическом типе и заинтересованных стать лучше; здесь перечисляются свойственные практически всем представителям типа достоинства и недостатки, детально разбираются связанные с особенностями психологического типа проблемы и предлагаются их обоснованные решения.

INFP — The Idealists — Личный рост

Что такое Успех для INFP?

INFP — творческие и чувствительные натуры, которые относятся к своей жизни очень серьезно. Они стремятся к гармонии и подлинности отношений с окружающими их людьми. Они превыше всего ценят духовность, творчество и уважение к индивидуальности. Они настроены против пристрастности и несправедливости по отношению к людям и получают огромное удовлетворение от подавления подобного беспредела. INFP — перфекционисты, которые редко позволяют себе чувствовать успех, однако при этом они очень глубоко осознают свои ошибки. Кроме того, INFP получают большое удовлетворение от ясного контакта с собственной креативностью. Для INFP личный успех зависит от состояния близких отношений, развития творческих способностей, постоянной защиты гуманности через помощь нуждающимся в ней людям, собственной борьбой против несправедливости или каким-то иным способом сделать мир лучше.

Позвольте процветать своим достоинствам


Вы INFP, и одарены такими способностями, которые не являются естественными достоинствами других типов. Осознав эти способности и поддерживая их рост и развитие, вы более отчетливо увидите свое место в мире и получите больше удовольствия от своей роли.

Почти все INFP признают наличие в себе следующих характеристик. Им следует использовать и развивать эти достоинства.

· Чрезвычайно креативные, творческие и духовные, они могут создавать удивительные произведения живописи, музыки и литературы. INFP — настоящие творцы. Они находят глубокое удовлетворение, поддерживая и развивая свои творческие способности. Это не значит, что INFP должны быть знаменитыми писателями или художниками, чтобы быть удовлетворенными. Просто акт «творения» для INFP является источником обновления и восстановления. INFP необходимо давать выход творчеству, что добавит их жизни красочности и позитивной жизненной энергии.

· Они разбираются в душах лучше, чем большинство людей, и яснее чувствуют собственную душу. Большинство INFP обладают сильной религиозной верой. Те из них, кто не верят, могут чувствовать, что упускают что-то важное. INFP необходимо поддерживать свою веру.

· Они отдают себе отчет в социальной несправедливости и сопереживают аутсайдерам. Их сочувствие неудачникам и гипер-осведомленность в социальной несправедливости делают их крайне сострадательными и заботливыми по отношению к нуждающимся в чем-либо членам нашего общества. INFP чувствуют себя полезными и удовлетворенными больше всего, когда помогают людям, которые потерпели неудачу в нашем обществе. Они могут быть учителями, министрами, писателями, адвокатами или психологами, но с большей охотой они будут стараться помогать людям в свободное время. INFP могут находить огромное удовлетворение в проведении некоторых социальных перемен, которые помогают аутсайдерам.

· Они, как правило, внимательные слушатели, которые искренне хотят выслушивать проблемы окружающих и искренне помогать им. Это делает их превосходными консультантами и хорошими друзьями. INFP могут получать огромное удовлетворение от добровольческой работы в качестве консультанта.

· Они принимают и ценят в людях индивидуальность и являются ярыми защитниками равноправия людей. Они верят, что личность имеет право быть собой без внимательного исследования ее отношений с окружающими и перспектив. Соответственно, они проявляют огромную терпимость и толерантность в общении с людьми, которые могут получить резкое осуждение со стороны общества. Они могут увидеть что-то положительное в каждом. Они верят в индивидуальности. Если захотят, они могут стать необходимым источником чувства собственного достоинства и уверенности для людей, у которых не получается найти его самостоятельно. Таким образом, они могут вылечить «больную душу».

· Обычно глубокие и сообразительные, они способны с относительной легкостью схватывать сложные концепции. Обыкновенно они показывают очень хорошую академическую успеваемость и находят, что образование поддерживает их умственные способности и важную потребность — думать глубоко.

INFP, которые разовьют Экстравертную Интуицию до такой степени, что смогут воспринимать окружающий мир объективно, вскоре поймут, что получают удовольствие от следующих способностей:

· Отлично видеть насквозь характеры людей. Быстро и тщательно понимать, что за человек перед ними, оценив его мотивы и чувства. Такие хорошо развитые INFP могут стать выдающимися психологами (как, например, сама Изабель Бриггс Майерс) и адвокатами. Они также могут стать великими художественными писателями, потому что способны разрабатывать очень сложные и реалистичные характеры.

· Быстро понимать различные ситуации и быстро схватывать новые концепции. Они будут убеждены, что способны справиться со всем, за что только возьмутся, однако могут не находить в этом удовлетворения. Кажется, что вещи даются легко таким INFP. Хотя они и способны справляться с множеством разного рода заданиями и ситуациями, но они станут особенно счастливыми, если будут заниматься чем-то поистине важным для себя. Пусть они могут обнаружить, что сравнительно легко могут добиться успеха в общепринятом смысле, но они, как правило, не находят счастья на этом пути, если не живут со всей подлинностью и глубиной.

· INFP, развивающие свою твердую внутреннюю систему ценностей (Интровертное Чувство), с хорошо развитым интуитивным способом восприятия мира (Экстравертная Интуиция), могут способствовать мощному толчку в социальных переменах. Их надежные ценности и глубокое сочувствие обладающим малыми привилегиями вместе с верным, глубоким и проникновенным пониманием мира, в котором мы живем, создают личность, способную изменить этот мир (как например, Мать Тереза — INFP).

Сферы потенциальных проблем

Со всякой сильной стороной связаны недостатки. Без «плохо» не будет «хорошо». Без «трудно» не будет «легко». Мы ценим наши сильные стороны, но часто проклинаем и игнорируем свои недостатки. Чтобы вырасти как личность и получить все необходимое от жизни, мы должны не только извлекать выгоду из наших сильных сторон, но и встречать лицом к лицу наши недостатки, иметь с ними дело. Это значит, что мы должны тяжелым взглядом окинуть сферы потенциальных проблем своего типа личности.

INFP — необыкновенные, сообразительные, творческие личности, обладающие большим количеством особых способностей. Пусть INFP помнят о многих положительных вещах, связанных с их типом личности, при чтении следующего материала с негативным содержанием. Также помните, что недостатки, связанные с психологическим типом INFP — естественные. Может быть тягостно читать о собственных недостатках, но, пожалуйста, помните, что мы предоставляем эту информацию, чтобы вызвать положительные перемены. Мы хотим, чтобы люди росли в соответствии со своим полным потенциалом, жили счастливо и успешно.

Большинство слабых качеств INFP являются следствием доминирования в их психологическом типе функции Чувства. Когда доминирующая функция — Интровертное Чувство подавляет все остальное, INFP перестают использовать Экстравертную Интуицию для получения объективной информации. В этом случае у INFP могут проявляться все или некоторые из следующих недостатков:


· Могут быть крайне восприимчивыми к любой критике.

· Могут видеть критику, когда она и вовсе не подразумевается.

· Могут обладать искаженными или нереалистичными идеями о реальном мире.

· Могут не признавать или не слышать что-либо, что идет вразрез с их личными идеями или мнениями.

· Могут обвинять окружающих в собственных проблемах, ощущая себя жертвой, с которой обходятся несправедливо.

· Могут раздражаться и показывать свой гнев с безрассудным излиянием негативных чувств.

· Могут не знать о подходящем поведении в обществе.

· Могут пренебрегать собственным внешним видом или подходящей одеждой.

· Могут выглядеть эксцентричными или даже странными, не осознавая этого.

· Могут не видеть или не понимать чьей-либо точки зрения.

· Могут ценить свои убеждения и чувства гораздо выше остальных.

· Могут не знать, как их поведение влияет на окружающих.

· Могут не обращать внимания на потребности окружающих.

· Могут быть охвачены стрессом или напряжением, когда кто-то выражает им свое несогласие или неодобрение.

· Могут вырабатывать категоричные суждения, с трудом применимые к людям, которых они воспринимают угнетающими или сдерживающими их.

· Во время сильного стресса могут преследовать детали, которые не важны для общей картины.

· В условиях стресса, могут навязчиво и неоднократно думать о проблемах.

· Могут обладать непомерно высокими требованиями к окружающим.

· Могут испытывать трудности в поддержании близких отношений из-за безосновательных ожиданий.

Объяснение проблем

Практически все проблемные качества, описанные выше, могут быть причислены к общей проблеме INFP — признанию только тех фактов, которые оправдывают их собственное мнение. INFP обычно очень глубокие и чувствительные люди, которые чувствуют серьезную угрозу со стороны критики. Они склонны воспринимать любое мнение, отличное от их собственного, в качестве критики их собственной точки зрения. Если INFP не научатся правильно обращаться с воспринимаемой критикой, они перестанут подпускать информацию, которая причиняет им боль. Это естественный для психологического типа INFP способ выживания. Главной движущей силой INFP является Интровертное Чувство, цель которого — поддерживать и почитать свою твердую систему ценностей и морали. Если собственная система ценностей INFP подвергается опасности со стороны внешних факторов, INFP не пускают внутрь себя угрожающую им информацию, чтобы надлежащим образом оберегать и почитать собственную систему ценностей. Это вполне естественно и работает хорошо, когда защищает душу от причинения боли. Однако INFP, которые постоянно используют такое средство защиты, могут все меньше и меньше осознавать перспективы окружающих, и поэтому все больше и больше отделять себя от подлинного понимания мира, в котором они живут. Они будут постоянно находить оправдания своему неуместному поведению и находить причину своих проблем во внешнем мире. Им будет крайне тяжело поддерживать близкие отношения, потому что они будут безосновательно чего-то ожидать и не смогут адекватно воспринимать упреки.

INFP склонны в первую очередь воспринимать из внешнего мира информацию, которая может поддержать их идеи и ценности. Но если этой тенденции дать волю, тип личности INFP станет слишком эгоцентричным, чтобы быть счастливым и успешным. Поскольку главной функцией их психологического типа является Интровертное Чувство, они должны балансировать ее вспомогательной функцией — Экстравертной Интуицией. INFP воспринимают информацию через Экстравертную Интуицию — это тоже является часть основного способа взаимодействия с внешним миром. Если INFP будут применять Экстравертную Интуицию только для того, чтобы поддерживать намерения Интровертного Чувства, то Экстраверсия не будет эффективно использоваться вовсе. В результате этого, INFP не будут принимать достаточно информации из внешнего мира для понимания происходящего. Они не будут видеть ничего кроме собственной точки зрения и будут взаимодействовать с внешним миром только до тех пор, пока им нужна информация, которая поддерживает их собственное мнение. Такие личности обычно эгоистичны и нереалистичны. В зависимости от серьезности проблемы, они могут проявлять себя как угодно — от слегка эксцентричного поведения до отстраненного. Часто окружающие не способны их понять и общаться с ними.

Решения

Чтобы стать личностью, INFP необходимо сконцентрироваться на реализации собственных перспектив и собрать в наиболее точную картину все то, что на самом деле происходит в мире. В соответствии с позицией, в которой INFP будут способны воспринимать и рассматривать информацию, не соответствующую напрямую их системам ценностей, им необходимо осознать, что их системам ценностей не угрожает всякая новая информация. INFP должны осознанно сказать себе, что мнение, которое не соответствует их собственному, не является обвинением в их адрес.

INFP, заинтересованные в личном росте, должны обращать внимание на мотивацию принятия в расчет информации. Принимают ли они информацию для лучшего понимания ситуации или концепции, или они принимают информацию лишь для поддержания личной идеи или дела? В момент восприятия чего-либо, заинтересованы ли INFP в искажении воспринятого таким образом, чтобы оно соответствовало их системе ценностей, или они заинтересованы в объективном восприятии информации? Чтобы достичь лучшего понимания внешнего мира, INFP необходимо стараться сначала воспринимать информацию объективно, а после приспосабливать ее к собственной системе ценностей. Им необходимо осознавать свою склонность — отказываться от всего, что не соответствует их системам ценностей — и работать над ее преодолением. Они должны стараться видеть ситуацию глазами окружающих, без принятия личных решений о ней. В общем, они должны тренировать свою Интуицию в подлинной Экстравертной направленности. Другими словами, они должны использовать Интуицию для восприятия информации об окружающем мире для его лучшего и полного понимания, а не принимать информацию, чтобы делать собственные выводы. INFP, которые воспринимают вещи объективно, могут стать весьма мощной силой положительных изменений.

Счастливая жизнь INFP в нашем мире

Некоторые INFP испытывают трудности с адаптацией в нашем обществе. Следствием этой проблемы являются непонимание соответствующего общественного поведения, непонимание, как следует вести себя с окружающими или нереалистичное ожидание чего-либо от окружающих. Все три проблемы являются следствием использования Экстравертной Интуиции в примитивной форме. INFP, которые принимают информацию ради действительного понимания окружающего мира, а не только для поддержания собственных идей, будут обладать ясным, более объективным пониманием того, как общество оценивает поведение и отношения. INFP также необходимо больше знать о том, как они воспринимаются окружающими, и они должны предъявлять к поведению окружающих в отношениях более реалистичные требования. Такие уравновешенные INFP успешно адаптируются в нашем обществе.

Если вы действительно не понимаете теории психологических типов и нюансы различных психологических функций, очень трудно вдруг начать применять Интуицию в Экстравертном направлении. Трудно даже понять, что это означает, еще труднее включить ее в определяющее направление вашей жизни. Следуя из этого, ниже представлено несколько особых рекомендаций, которые могут помочь вам начать тренировать Экстравертную Интуицию более основательно:


· Постарайтесь замечать, как выглядят люди в различных общественных ситуациях. Посмотрите на их волосы, кожу, макияж (или его отсутствие), состояние их одежды, обувь, выражение лиц. Не сравнивайте остальных с вашим внешним видом и не выносите решений касательно их внешности, просто воспринимайте информацию.

· Подумайте над ситуацией в своей жизни, в которой вы не знаете точно, как себя вести. Не пытайтесь понять, как один или другой человек увидит эту ситуацию. Не сравнивайте их поведение с собственным, например, «она лучше знает, что делать», или «почему это так легко для нее, а для меня так трудно». Лучше попытайтесь понять, как они видят ситуацию. Станет ситуация проблемой или возможностью? Нужно ли за нее браться серьезно или спонтанно? Старайтесь определять точку зрения друга или родственника, разговаривая с ними, без принятия решений или сравнения с собственным мнением.

· Разговаривая с другом или родственником, посвящайте, по меньшей мере, половину времени разговору о другом человеке. Сконцентрируйтесь на действительном понимании того, как пришел человек к своим умозаключениям. Задавайте вопросы.

· Думайте о близких вам людях. Думая о человеке, скажите себе «у этого человека собственный образ жизни, который больше соответствует его образу жизни, чем моему». Помните, это не значит, что они не уделяют вам внимания. Это в порядке вещей. Пытайтесь мысленно представлять, что этот человек делает именно в данный момент. С какими вещами он сталкивается, какие мысли к нему приходят. Не принимайте решений и не сравнивайте с собой.

· Старайтесь определить тип личности каждого, с кем вы общаетесь независимо от продолжительности общения.

Десять правил достижения успеха


1. Развивайте свои достоинства. Поддерживайте свои творческие способности и креативность. Развивайте свою духовность. Дайте себе возможность помогать нуждающимся в этом.

2. Смотрите в глаза своим недостаткам. Осознайте и примите, что некоторые характерные черты являются сильными сторонами, а некоторые слабыми. Сознавать свои недостатки и иметь с ним дело, не значит менять свою сущность. Это означает, что вы желаете быть лучше, насколько это возможно. Осознавая свои слабые стороны, вы уважаете собственное «я», а не нападаете на себя.

3. Выражайте свои чувства. Не давайте невыраженным эмоциям накапливаться внутри вас. Если вас переполняют сильные чувства, разберитесь с ними и выражайте их. Не позволяйте им накапливаться внутри, потому что так они будут с трудом поддаваться контролю.

4. Принимайте во внимание все возможное. Старайтесь не прогонять мгновенно что-либо прочь от себя. Позвольте вещам усвоиться, и уже потом принимайте решения.

5. Улыбайтесь критике. Запомните, что люди не всегда будут соглашаться с вами или понимать вас, даже если они будут высоко вас ценить. Старайтесь видеть в разногласиях и критике возможность для роста. На самом деле так и есть.

6. Будьте осведомлены об окружающих. Помните, что кроме вас есть еще 15 типов личности, которые видят вещи иначе. Пытайтесь определить типы окружающих людей. Старайтесь понять их мнения.

7. Отвечайте за себя. Помните, что вы обладаете большим контролем над самими собой, чем кто-либо другой.

8. Будьте умереннее в своих ожиданиях. Вы будете постоянно разочаровываться в окружающих, если будете ожидать от них слишком многого. Разочаровавшись в другом человеке, вы вероятнее всего оттолкнете его от себя. Обращайтесь с окружающими с той благосклонностью, с которой хотели бы, чтобы обращались с вами.

9. Верьте в лучшее. Не причиняйте себе боль страхом и мрачными грезами. Ожидайте лучшего и лучшее придет.

10. Сомневаясь, задавайте вопросы. Не думайте, что отсутствие взаимопонимания это негативное взаимопонимание. Если вам необходимо взаимопонимание, а его не существует, спросите о нем.

Перевод © Козлова Татьяна (INFP), 2007

Оригинал © Robert G. Heyward, BSM Consulting, 1998—2006





Описание типа Карлом Юнгом.
Написанное научным языком, чрезвычайно информативное описание типа от основоположника психологической типологии. К сожалению, для многих трудночитаемое. Однако, если это описание вам подходит — можете быть уверены, что тип определен правильно. С поправкой на соответствие каждому юнговскому типу двух типов Майерс-Бриггс.

Интровертное Чувство

Интровертное чувство в основе своей определено субъективным фактором. Для суждения, созданного чувством, это обусловливает столь же существенное отличие от экстравертного чувства, сколь существенно отличие интроверсии мышления от экстраверсии. Несомненно, это очень трудная задача — интеллектуально изобразить интровертный процесс чувства или дать хотя бы приблизительное описание его, хотя своеобразная сущность этого чувства безусловно бросается в глаза, если только вообще замечаешь его. Так как это чувство подчиняется главным образом субъективным предварительным условиям и занимается объектом лишь на втором плане, то оно выявляется гораздо меньше и обыкновенно так, что вызывает недоразумения. Это — чувство, которое, по-видимому, обесценивает объекты и поэтому в большинстве случаев заявляет о себе в отрицательном смысле. О существовании положительного чувства можно, так сказать, лишь косвенно догадываться. Интровертное чувство старается не приноровиться к объективному, а поставить себя над ним, для чего оно бессознательно пытается осуществить лежащие в нем образы. Поэтому оно постоянно ищет не встречающегося в действительности образа, который оно до известной степени видело раньше. Оно как бы без внимания скользит над объектами, которые никогда не соответствуют его цели. Оно стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают некоторый толчок. Глубину этого чувства можно лишь предугадывать, но ясно постигнуть ее нельзя. Оно делает людей молчаливыми и труднодоступными, ибо оно, подобно мимозе, свертывается от грубости объекта, чтобы восчувствовать сокровенные глубины субъекта. Для обороны оно выдвигает отрицательные суждения чувства или поразительное равнодушие.

Изначальные образы, как известно, в той же степени являются идеями, сколь и чувствами. Поэтому такие основополагающие идеи, как Бог, свобода и бессмертие, имеют настолько же ценность чувства, насколько и значение идеи. Согласно этому можно было бы перенести на интровертное чувство все то, что было сказано об интровертном мышлении, с тем только, что здесь чувствуется все то, что там мыслится. Но тот факт, что мысли по общему правилу могут быть выражены более понятно, чем чувства, обусловливает то, что при такого рода чувствах нужна необычайная словесная или художественная способность выражения уже для того, чтобы хотя бы приблизительно изобразить или передать вовне их богатство. Если интровертное субъективное мышление вследствие своей неотнесенности лишь с трудом способно пробудить адекватное понимание, то в еще меньшей мере способно к этому субъективное чувство. Для того чтобы передать себя другим, оно должно найти внешнюю форму, способную, с одной стороны, воспринять соответствующим образом субъективное чувство и, с другой стороны, передать его своему ближнему так, чтобы в нем возник параллельный процесс. Благодаря относительно большому внутреннему (так же, как и внешнему) сходству между людьми такое воздействие может быть осуществлено, хотя бывает чрезвычайно трудно найти подходящую для чувства форму до тех пор, пока чувство ориентируется, главным образом, все еще по сокровищнице изначальных образов. Если же оно искажается эгоцентризмом, то оно становится несимпатичным, ибо в таком случае оно занимается преимущественно только своим эго. Тогда оно непременно вызывает впечатление сентиментального себялюбия, интересничанья и даже болезненного самолюбования. Как субъективированное сознание интровертного мыслителя стремится к абстракции абстракций и тем достигает лишь высшей интенсивности, в сущности, пустого мыслительного процесса, так эгоцентрическое чувство углубляется до бессодержательной страстности, которая чуствует только самое себя. Эта ступень мистически-экстатична; она подготовляет переход к экстравертным функциям, которые были вытеснены чувством. Как интровертному мышлению противостоит примитивное чувство, которому объекты навязываются с магической силой, так интровертному чувству противостановится примитивное мышление, которое в смысле конкретицизма и рабской зависимости от фактов не имеет себе подобного. Чувство прогрессивно эмансипируется от отношения к объекту и создает себе лишь субъективно связанную свободу действия и совести, которая иногда отрекается от всего традиционного. Бессознательное же мышление тем сильнее подпадает под власть объективного.

Интровертный чувствующий тип

Примат интровертного чувства я встречал, главным образом, у женщин. К этим женщинам применима пословица «Тихие воды глубоки». В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом. Они не блестят и не выступают вперед. Так как они преимущественно отдают себя руководству своего, субъективного ориентированного чувства, то их истинные мотивы в большинстве случаев остаются скрытыми. Вовне они проявляют гармоническую стушеванность, приятное спокойствие, симпатичный параллелизм, который не стремится вызвать другого, произвести на него впечатление, переделать его или изменить. Если эта внешняя сторона выражена несколько ярче, то возникает легкое подозрение в безразличии или холодности, которое может дойти до подозрения в равнодушии к радостям и горестям других. Тогда ясно чувствуется отвращающееся от объекта движение чувства. У нормального типа это имеет место, правда, лишь тогда, когда объект каким-нибудь образом действует слишком сильно. Поэтому гармоническое сопровождение чувством со стороны этого типа имеет место лишь до тех пор, пока объект, пребывая в средних тонах чувства, следует своему собственному пути и не старается пересечь его пути. За настоящими эмоциями объекта этот тип не следует, он подавляет их и отклоняет или, лучше сказать, «охлаждает» их отрицательным суждением чувства. Хотя и имеется постоянная готовность спокойно и гармонично идти рука об руку, тем не менее к объекту не обнаруживается ни любезность, ни теплая предупредительность, а проявляется отношение, которое кажется безразличным: холодное, подчас даже отклоняющее обращение. Иногда объект начинает чувствовать, что все его существование излишне. По отношению к какому-нибудь порыву или проявлению энтузиазма этот тип сначала проявляет благосклонный нейтралитет, иногда с легким оттенком превосходства и критики, от которого у чувствительного объекта легко опускаются крылья. Напористая же эмоция может быть подчас резко и убийственно холодно отражена, если только она случайно не захватит индивида со стороны бессознательного, то есть, иными словами, не оживит какой-нибудь окрашенный чувством изначальный образ и тем самым не полонит чувство этого типа. Когда наступает такой случай, то женщина этого типа испытывает мгновенно просто-таки парализованность, против которой позднее непременно восстает тем более сильное противление, и это противление поразит объект в самое уязвимое его место. Отношение к объекту поддерживается по возможности в спокойных и безопасных средних тонах чувств, при упорном и строжайшем уклонении от страсти и ее безмерности. Поэтому выражение чувства остается скудным и объект длительно чувствует свою недооцененность,— если он это осознает. Это, правда, не всегда имеет место, ибо недочет очень часто остается бессознательным; однако, со временем, вследствие бессознательного требования чувства, он развивает симптомы, вынуждающие усиленное внимание к себе.

Так как этот тип в большинстве случаев кажется холодным и сдержанным, то поверхностное суждение легко отрицает в нем всякое чувство. Но это в корне ложно, ибо чувства хотя и экстенсивны, но интенсивны. Они развиваются вглубь. В то время как, например, экстенсивное чувство сострадания обнаруживается в соответствующем месте в словах и действиях и быстро оказывается способным вновь освободиться от этого впечатления, интенсивное сострадание замыкается и воздерживается от всякого выражения и приобретает таким образом страстную глубину, которая вмещает в себя все страдание индивидуального мира и застывает в этом. При чрезмерном сострадании оно способно, быть может, прорваться и повести к поразительному поступку, который будет иметь, так сказать, героический характер, но к которому ни объект, ни субъект не сумеют найти правильного отношения. Вовне и для слепого глаза экстравертного человека такое сострадание кажется холодом, ибо оно не производит ничего видимого, а в невидимые силы экстравертное сознание не в состоянии верить. Такое недоразумение является характерным событием в жизни этого типа и обычно регистрируется как важный аргумент, свидетельствующий об отсутствии у него всякого, более глубокого чувствующего отношения к объекту. Но в чем состоит истинный предмет этого чувства, это даже нормальному типу дано лишь в виде предчувствия. Он выражает свою цель и свое содержание перед самим собой, быть может, в сокровенной и боязливо оберегаемой от взоров профана религиозности или же в поэтических формах, которые он столь же тщательно оберегает от неожиданного вторжения, не без тайного честолюбия, стремящегося таким образом установить превосходство над объектом. Женщины, имеющие детей, вкладывают многое из этого в них, тайно внушая им свою страстность.

Хотя у нормального типа указанная тенденция, стремящаяся к тому, чтобы тайно почувствованное было однажды открыто и явно поставлено над объектом или насильственно навязано ему, не играет вредной роли и никогда не приводит к серьезной попытке в этом направлении, однако кое-что из этого все-таки просачивается в личное воздействие на объект в форме некоторого, часто трудно определимого доминирующего влияния. Оно ощущается, например, как давящее или удушающее чувство, которое налагает какие-то цепи на окружающих. Благодаря этому такой тип приобретает некую таинственную силу, которая способна в высшей степени очаровать именно экстравертного мужчину, потому что она затрагивает его бессознательное. Эта сила исходит от восчувствованных, бессознательных образов, но легко относится сознанием к эго, вследствие чего это влияние ложно истолковывается в смысле личной тирании. Но если бессознательный субъект отождествляется с эго, тогда и таинственная сила интенсивного чувства превращается в банальное и претенциозное властолюбие, тщеславие и тираническое принуждение. Тогда слагается тип женщины, известный в неблагоприятном смысле своим беззастенчивым честолюбием и коварной жестокостью. Однако такой оборот приводит к неврозу.

Тип остается нормальным до тех пор, пока эго чувствует себя ниже уровня бессознательного субъекта и пока чувство раскрывает нечто более высокое и более властное, нежели эго. Хотя бессознательное мышление архаично, однако оно при помощи редукций успешно компенсирует случайные поползновения возвести эго до субъекта. Но если этот случай все-таки наступает вследствие совершенного подавления редуцирующих бессознательных влияний мысли, тогда бессознательное мышление становится в оппозицию и проецирует себя в объекты. От этого субъект, ставший эгоцентрическим, начинает испытывать на себе силу и значение обесцененных объектов. Сознание начинает чувствовать то, «что думают другие». Другие думают, конечно, всевозможные низости, замышляют зло, втайне подстрекают и интригуют и т. д. Все это субъект должен предотвратить, и вот он сам начинает превентивно интриговать и подозревать, подслушивать и комбинировать. До него доходят всевозможные слухи, и ему приходится делать судорожные усилия, чтобы по возможности превратить грозящее поражение в победу. Возникают бесконечные таинственные соперничества, и в этой ожесточенной борьбе человек не только не гнушается никакими дурными и низкими средствами, но употребляет во зло и добродетели, только для того, чтобы иметь возможность козырнуть. Такое развитие ведет к истощению. Форма невроза не столько истерична, сколько неврастенична; у женщин при этом часто страдает физическое здоровье, появляется, например, анемия со всеми ее последствиями.



@темы: Для себя, Тесты

URL
   

Летопись моей жизни

главная